Портал НКО Омской области

Портал некоммерческих организаций Омской области

Интерес регионального уровня, повышенное внимание к теме иностранных агентов и скандал с брендом Chanel: как менялось освещение работы НКО в медиа и соцсетях в 2022 году.

27 октября на конференции по социальной журналистике «Медиа/НКО}Профи» представили результаты нового исследования «Освещение в СМИ и социальных сетях деятельности негосударственных некоммерческих организаций в России: третья волна».

Исследование обсудили на конференции, а в этом тексте АСИ собрало самые интересные показатели. Отчет об исследовании можно прочитать в презентации.

Упор на регионы

В 2022 году только треть сообщений (25%) о некоммерческом секторе публиковалась в федеральных СМИ. Этот показатель немного уменьшается с каждым годом: в 2020 году он равнялся 32%, в 2021 – 26%.

Основными поставщиками новостей остаются интернет-СМИ и информагентства – 89% публикаций о работе некоммерческих организаций вышли именно там. Реже всего о третьем секторе рассказывают на радио и в журналах – 0,2% и 0,1% соответственно.

Интерес к работе НКО растет на региональном уровне. 59% материалов по этой теме были опубликованы на городских, областных или краевых порталах.

Как и в 2021 году, основные источники информации о третьем секторе – ТАСС и «РИА Новости». Агентство социальной информации, занимающее третью строчку в 2021 году, сместилось на четвертую. «Бронзу» в 2022 за освещение работы НКО получил «Царьград».

«Попадание в топ-СМИ таких источников как телеканал «Царьград», ИА «Красная весна» и «Газета.Ru» связано с активным освещением гуманитарной помощи Донбассу», – отмечают авторы исследования.

Самые медиаактивные регионы – Московская область (5% публикаций), Нижегородская область (4%) и Санкт-Петербург (3%). Этот интерес остается устойчивым на протяжении трех лет мониторинга. На последнем месте – Республика Адыгея (0,03%).

В центре внимания – иноагенты

В 2022 году 8 из 10 значимых событий некоммерческого сектора, обсуждаемых в СМИ, были связаны с законом об иностранных агентах и реальными кейсами по этой теме. В 2021 году материалов по этой теме в топе было всего четыре.

При этом доля сообщений об иностранных агентах не так значительна в общем информационном потоке: всего порядка 3%. Исследователи отмечают: эта тема имеет наибольший потенциал быть замеченной аудиторией.

Большинство материалов (порядка 89% против 79% годом ранее) рассказывают о событиях НКО: онлайн-акциях, концертах, флешмобах и сборах. Только 3% текстов посвящены скандалам в третьем секторе и 2% — результатам деятельности НКО.
«Тренд на «огосударствление» информационной повестки некоммерческого сектора сохранился в 2022 году. НКО часто представляются не как самостоятельный субъект, а как предмет активного государственного регулирования», – отмечается в исследовании.
Самыми упоминаемыми в СМИ НКО в 2022 году стали организации, созданные государством: Фонд президентских грантов и АНО «Россия — страна возможностей». Также часто в СМИ упоминается Международный комитет Красного Креста, Гринпис, благотворительный фонд «Подари жизнь» и другие.

66% материалов посвящены локальной работе НКО – в городе или населенном пункте, а еще 24% — работе на всероссийском или межрегиональном уровне.

«Представление деятельности третьего сектора стабильно сопровождается участием сектора в решении проблем страны, которое государство маркирует как актуальные. Акцент смещается с представления деятельности НКО как низовой (гражданской) инициативы на следование государственному заданию в части помощи нуждающимся», – добавляют авторы исследования.

Скандал с сумками

Основной социальной сетью, где публикуются материалы о работе НКО, остается «ВКонтакте»: в 2022 году там опубликовано 418 тыс. сообщений по этой теме. Вторая по популярности соцсеть – «Одноклассники» (127 тыс. постов), третья – Telegram (84 тыс.).

В 2021 году вторую строчку занимал Facebook (принадлежит компании Meta, которую признали экстремистской и запретили в России). Но из-за блокировки сети число постов снизилось с 65 тыс. до 43 тыс. – и сеть заняла четвертое место.

Наиболее активная деятельность фиксируется у авторов и сообществ из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Перми.

«Большая часть публикаций направлена на освещение деятельности НКО и государственной поддержки третьего сектора после начала СВО и сокращения поступлений международных платежей», – отмечается в исследовании.
Большинство публикаций в социальных сетях в 2022 году были посвящены основной деятельности НКО (230 тыс. публикаций), государственной поддержке третьего сектора (156 тыс. публикаций) и мероприятиям НКО (79 тыс. публикаций). Среди самых популярных авторов, писавших о работе некоммерческих организаций, — Ольга Бузова, Иван Алексеев (Noize MC) и Рамзан Кадыров.

Высокую вовлеченность в теме по сбору средств получила Ольга Бузова. Из-за скандала с известным брендом Chanel, который отказался продавать товары русским клиентам, певица призвала продавать сумки бренда, а вырученные средства направлять в фонд «Старость в радость». Ее пост собрал более 200 тыс. лайков.

«Общее количество упоминаний о деятельности некоммерческого сектора с 1 марта по 30 июня 2022 года составило 722,4 тыс. сообщений и 302,5 тыс. авторов. В топ-3 наиболее упоминаемых организаций вошли Благотворительный фонд Константина Хабенского, фонд «Дом Роналда Макдоналда» и фонд помощи детям «Подари жизнь», — заключают авторы исследования.

Исследование «Освещение в СМИ и социальных сетях деятельности негосударственных некоммерческих организаций в России: третья волна» проводилось Исследовательской группой ЦИРКОН по заказу Агентства социальной информации с 1 марта по 30 июня 2022 года. Исследование — часть проекта «НКО-профи» (при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина).

Источник: сайт АСИ