Цель проекта - содействие социализации лиц старшего поколения г. Омска, вовлечение их в активную общественную жизнь и интеграцию в сообщество более молодых жителей региона посредством создания и реализации серии экскурсионных маршрутов, связанных с историей Омска.
Задачи проекта:
1) организация курсов подготовки экскурсоводов из числа активных людей в возрасте;
2) обучение слушателей основам экскурсионного дела, краеведения и ораторского мастерства;
3) разработка комплекта сопроводительных материалов (путеводителей, буклетов) с ориентацией на ключевые события в 300-летней истории города.
За период реализации проекта в рамках календарного плана были проведены следующие этапы:
- Набор желающих для обучения экскурсионному делу. Обучение основам краеведения, экскурсионного дела и ораторского мастерства.
Были набраны 3 группы: 20 человек (обучение в июле), 27 человек (обучение в августе), 26 человек (обучение в сентябре-октябре). Согласно плану работы во всех группах проведено по 4 аудиторных занятия по темам:
- Основы экскурсионного дела;
- Чтение языка искусства и архитектуры в пространстве современного города;
- Речевая техника;
- Анонсирование экскурсий. Презентация экскурсионных проектов.
По 3 экскурсии в каждой из групп в музеи города Омска:
- Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля;
- Омский государственный историко-краеведческий музей;
- Омский литературный музей им. Ф.М. Достоевского.
Также слушатели посетили экскурсионный маршрут «Ачаирский монастырь-Сад им П.С.Комиссарова-Страусиная ферма» и экскурсионный маршрут «Сад им Г.И.Гензе-природный заказник «Птичья гавань»-сад им. П.С.Комиссарова».
- Апробация экскурсионных маршрутов.
Все группы представили свои экскурсионные проекты и прошли апробацию. Обучающиеся представили очень интересные разработки: жизнь и творчество Дворжецких в Омске, неизвестные архитектурные достопримечательности Омска, храмовая история города и др.
- Создание базы сопроводительных материалов.
За время проведения проекта преподавателями и экскурсантами было собрано большое количество методических материалов по темам курса. Для обучающихся эти материалы выдавались в виде распечаток, электронных документов. Также все желающие могут получить их по запросу через электронную почту, написав организаторам Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Здесь же выявилась одна из проблем работы со старшим поколением: многие обучающиеся очень активны в интеллектуальной деятельности, готовы осваивать печатные материалы, но с трудом или совсем не пользуются персональным компьютером. В будущих проектах необходимо предусмотреть больше печатной раздатки.
Была разработана и использована методичка по проекту.
- Создание базы экскурсионных маршрутов, проведение экскурсий.
База формируется за счет разработок экскурсантов. Экскурсии проводятся по мере желаний и возможностей экскурсантов.
Подведение итогов работы проекта.
По итогам работы с первой и второй группами были оперативно внесены коррективы в проект. Например, увеличена численность группы, т.к. несколько человек, даже придя на организационное собрание, не приходили на обучение, на экскурсии в музеи также выходило меньшее количество человек чем при начале обучения.
Из достоинств программы:
- Огромное количество благодарностей от слушателей;
- Новые разработанные экскурсионные программы по городу Омску;
- Пополнение базы волонтеров, готовых работать с населением;
- Активная социализация слушателей за счет вовлечения в новую деятельность;
- Освоение слушателями новых навыков и получение знаний.
Из недостатков программы:
- Возникли проблемы при первом наборе: СМИ недостаточно анонсировали проект и группа набралась с трудом, часть слушателей бросили обучение. Вывод - необходимо продумывать сотрудничество с общественными организациями по набору слушателей.
- После выпуска первой группы СМИ напечатали несколько заметок и репортажей о проекте, что вызвало огромный интерес и в Центр поступило огромное количество звонков. Пришлось отказывать людям. Вывод - необходимы критерии отбора при превышении лимита.
- Не была продумана мотивация для завершения обучения. Многие посещали 1-2 занятие и бросали учебу. Взять новых людей на это место не представлялось возможным, т.к. процесс обучения уже начат.
- Многие слушатели не захотели проводить открытые экскурсии и участвовать в апробации маршрутов. Они мотивировали это тем, что учатся «для себя». Вывод - организаторам следует ставить этот пункт как обязательный при обучении.
- Не хватало сувенирной продукции на память об участии в проекте-фирменных ручек, болкнотов, флешек с информации. Также организаторам пришлось самим организовывать кофе-паузы из-за длительности занятий.
В целом проект считаем удачным, можем рекомендовать для внедрения в других регионах.
Организаторы готовятся продолжить работу – пишется заявка на Президентский грант по работе с людьми третьего возраста в аналогичной тематике.