Портал НКО Омской области

Портал некоммерческих организаций Омской области

 Цель проекта - содействие социализации лиц старшего поколения г. Омска, вовлечение их в активную общественную жизнь и интеграцию в сообщество более молодых жителей региона посредством создания и реализации серии экскурсионных маршрутов, связанных с историей Омска.

 Задачи проекта:

1) организация курсов подготовки экскурсоводов из числа активных людей в возрасте;

2) обучение слушателей основам экскурсионного дела, краеведения и ораторского мастерства;

3) разработка комплекта сопроводительных материалов (путеводителей, буклетов) с ориентацией на ключевые события в 300-летней истории города.

 За период реализации проекта в рамках календарного плана были проведены следующие этапы:

  1. Набор желающих для обучения экскурсионному делу. Обучение основам краеведения, экскурсионного дела и ораторского мастерства.

Были набраны 3 группы: 20 человек (обучение в июле), 27 человек (обучение в августе), 26 человек (обучение в сентябре-октябре). Согласно плану работы во всех группах проведено по 4 аудиторных занятия по темам:

  • Основы экскурсионного дела;
  • Чтение языка искусства и архитектуры в пространстве современного города;
  • Речевая техника;
  • Анонсирование экскурсий. Презентация экскурсионных проектов.

По 3 экскурсии в каждой из групп в музеи города Омска:

  • Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля;
  • Омский государственный историко-краеведческий музей;
  • Омский литературный музей им. Ф.М. Достоевского.

Также слушатели посетили экскурсионный маршрут «Ачаирский монастырь-Сад  им П.С.Комиссарова-Страусиная ферма» и экскурсионный маршрут «Сад им Г.И.Гензе-природный заказник «Птичья гавань»-сад им. П.С.Комиссарова».

  1. Апробация экскурсионных маршрутов.

Все группы  представили свои экскурсионные проекты и прошли апробацию.  Обучающиеся представили очень интересные разработки: жизнь и творчество Дворжецких в Омске, неизвестные архитектурные достопримечательности Омска,  храмовая история города и др.

  1. Создание базы сопроводительных материалов.

За время проведения проекта преподавателями и экскурсантами было собрано большое количество методических материалов по темам курса. Для обучающихся эти материалы выдавались в виде распечаток, электронных документов. Также все желающие могут получить их по запросу через электронную почту, написав организаторам Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Здесь же выявилась одна из проблем работы со старшим поколением: многие обучающиеся очень активны в интеллектуальной деятельности, готовы осваивать печатные материалы, но с трудом или совсем не пользуются персональным компьютером. В будущих проектах необходимо предусмотреть больше печатной раздатки.

Была разработана и использована методичка по проекту.

  1. Создание базы экскурсионных маршрутов, проведение экскурсий.

База формируется за счет разработок экскурсантов. Экскурсии проводятся по мере желаний и возможностей экскурсантов.

 Подведение итогов работы проекта.

По итогам работы с первой и второй группами были оперативно внесены коррективы в проект. Например, увеличена численность группы, т.к. несколько человек, даже придя на организационное собрание, не приходили на обучение, на экскурсии в музеи также выходило меньшее количество человек чем при начале обучения.

Из достоинств программы:

  • Огромное количество благодарностей от слушателей;
  • Новые разработанные экскурсионные программы по городу Омску;
  • Пополнение базы волонтеров, готовых работать с населением;
  • Активная социализация слушателей за счет вовлечения в новую деятельность;
  • Освоение слушателями новых навыков и получение знаний.

Из недостатков программы:

  • Возникли проблемы при первом наборе: СМИ недостаточно анонсировали проект и группа набралась с трудом, часть слушателей бросили обучение. Вывод - необходимо продумывать сотрудничество с общественными организациями по набору слушателей.
  • После выпуска первой группы СМИ напечатали несколько заметок и репортажей  о проекте, что вызвало огромный интерес и в Центр поступило огромное количество звонков. Пришлось отказывать людям. Вывод - необходимы критерии отбора при превышении лимита.
  • Не была продумана мотивация для завершения обучения. Многие посещали 1-2 занятие и бросали учебу. Взять новых людей на это место не представлялось возможным, т.к. процесс обучения уже начат.
  • Многие слушатели не захотели проводить открытые экскурсии и участвовать в апробации маршрутов. Они мотивировали это тем, что учатся «для себя». Вывод - организаторам следует ставить этот пункт как обязательный при обучении.
  • Не хватало сувенирной продукции на память об участии в проекте-фирменных ручек, болкнотов, флешек с информации. Также организаторам пришлось самим организовывать кофе-паузы из-за длительности занятий.

В целом проект считаем удачным, можем рекомендовать для внедрения в других регионах.

Организаторы готовятся продолжить работу – пишется заявка на Президентский грант по работе с людьми третьего возраста в аналогичной тематике.