Портал НКО Омской области

Портал некоммерческих организаций Омской области

Существует множество способов, которыми люди могут участвовать в создании общественных благ – можно безвозмездно сдавать кровь или быть донорами органов, добровольно жертвовать свое время или деньги на пользу общественных организаций. Данные формы благотворительной помощи являются важным индикатором способности общества к самоорганизации. Вовлеченность российского населения в благотворительность продолжает оставаться невысокой.

В международном контексте наша страна на протяжении нескольких лет занимает одно из последних мест, оказываясь 126-ой среди 135 стран-участниц исследования . Особенностью российского общества является относительно высокая степень вовлеченности в оказание адресной помощи – каждый третий подавал милостыню за последний год, каждый пятый передавал вещи малоимущим/бездомным людям. Участие в институциональных формах благотворительности – в деятельности благотворительных организаций – свойственно для существенно меньшей доли населения – только 6% россиян переводят денежные средства в благотворительные фонды ежегодно.

Что препятствует участию российского населения в работе благотворительных организаций? Какие характеристики отличают людей, вовлеченных в финансовую поддержку фондов, от населения, не участвующего в этом? Что способствует закреплению жертвования денег в качестве регулярной практики?

В данном отчете будут представлены результаты социологического исследования жертвователей одного из самых известных благотворительных фондов России – фонда «Подари жизнь». В рамках качественной части проекта для изучения мотивации, ценностных ориентаций благотворителей было проведено 5 групповых дискуссий и 8 глубинных интервью с разными группами жертвователей Фонда.

Для выявления портрета жертвователя был реализован массовый опрос 1434 жертвователей, сочетавший три метода сбора данных – онлайн, телефонного и поквартирного опроса. Результаты исследования позволили изучить процесс становления «жертвователем» – от момента первого пожертвования до перехода в категорию регулярных благотворителей. Для получения представления о группах населения, не вовлеченных в благотворительную деятельность, дополнительно было проведено 2 групповые дискуссии с данной категорией людей, а также использовались данные репрезентативных опросов взрослого населения страны (1600 опрошенных). Проект был нацелен на выработку рекомендаций фонду «Подари жизнь» для наиболее эффективного взаимодействия с жертвователями и оценки потенциала расширения участия россиян в благотворительной деятельности.

Социологическое исследование «Портрет благотворителя фонда “Подари жизнь”»