Портал НКО Омской области

Портал некоммерческих организаций Омской области

Участники сессии «Межсекторное взаимодействие СО НКО и бизнеса, деятельность ресурсных центров и центров инноваций в социальной сфере» разделились на рабочие группы и представили свое видение развития некоммерческого сектора и роли основных стейкхолдеров в этом процессе.

Представляем краткое резюме высказанных предложений от лица различных стейкхолдеров.

Социально ориентированные некоммерческие организации

В идеале СО НКО могли бы заниматься формированием и апробацией новых социальных услуг, быть провайдером уже существующих социальных услуг и заниматься развитием технологий их оказания, содействовать изменению региональной политики в области оказания социальных услуг, а также участвовать в совершенствовании бюджетного механизма оплаты социальных услуг и оказывать влияние на их тарификацию. Кроме того, СО НКО способны формировать запросы по поддержке некоммерческого сектора со стороны государства, изучать потребности населения, быть источником экспертного мнения широкому кругу заинтересованных лиц, участвовать в продвижении интересов СО НКО на разных площадках и среди различных стейкхолдеров и развивать межсекторное взаимодействие.

Основными препятствиями для этого являются сложности с масштабированием процессов и проектов, осуществляемых СО НКО, отсутствие внятного механизма финансирования третьего сектора, а также административные барьеры, препятствующие некоммерческим организациям в реализации их программ.

Препятствиями также являются непоследовательная работа властей по корпусу законодательных актов и противоречие друг другу ряда законов.

СО НКО поставлены в неравные условия с государственными учреждениями в процессе выбора пула организаций, которые будут осуществлять социальные услуги.

Существует также вредный стереотип о том, что некоммерческим организациям не нужны деньги для реализации проектов.

Среди других препятствий эксперты отметили малое количество профильных исследований и их низкое качество, высокую конкурентную среду внутри некоммерческого сообщества, налог на имущество НКО, закон «об иностранных агентах», систему организации президентских грантов и проблемы с финансированием НКО-стартапов. Ряд представителей сектора также считают, что одним из важнейших барьеров на пути развития сектора является деятельность конкретных региональных чиновников.

Решением основных проблем стало бы увеличение финансирования, объединение некоммерческого сектора и развитие аутсорсинга, а также сотрудничество со специалистами из профильных органов власти, которые могли бы придать масштаб проектам СО НКО, работа с государством и бизнесом.

Для преодоления стереотипов необходима последовательная работа со СМИ, а также грамотное позиционирование некоммерческих организаций на различных площадках.

Часть региональных чиновников, которые работают в социальной сфере, могли бы в обязательном порядке выбираться из числа людей, которые ранее работали в третьем секторе, предлагают эксперты.

Необходимо лоббирование интересов НКО на всех возможных уровнях и изменение системы распределения президентских грантов. Для совершенствования этой системы возможно введение квотирования для регионов, а также организация обратной связи и обеспечение получения мотивированных отказов в том случае, если заявку организации на грант отклоняют.

Помогать НКО-стартапам получать деньги, формировать портфолио и повышать качество услуг могли бы фонды местных сообществ и ресурсные центры.

Государство

Роль государства в этом процессе – это выработка и реализация социальной политики и создание условий для того, чтобы эта политика претворялась в жизнь. Задача, в том числе состоит в том, чтобы воспитать такой некоммерческий сектор, который бы помогал эту политику реализовать. Кроме того, государство должно влиять на имидж некоммерческого сектора, для того чтобы его активно поддерживали другие заинтересованные стороны, в том числе бизнес.

Основными барьерами для власти является отсутствие достаточного количества игроков в третьем секторе, как рядовых некоммерческих организаций, так и инфраструктурных. Кроме того, у представителей государства отсутствует единое «окно» входа для взаимодействия с третьим сектором. Барьером также является нехватка прозрачных данных про некоммерческий сектор, которые могли бы обеспечивать в том числе и государственные органы статистики. Для государства остается проблемой понимание границ сектора, а также понимание статуса различных типов некоммерческих организаций, особенно инфраструктурных.

Серьезный барьером также является отсутствие взаимодействия и координации внутри уполномоченных органов власти, от федерального до муниципального уровней, а также взаимодействия в различных министерствах и ведомствах. Не хватает специалистов на всех уровнях власти и преемственности передачи полномочий. Кроме того, в связи с существующими процессами планирования финансов и развития государственной политики нет возможности планировать «длинный горизонт» поддержки некоммерческого сектора: правила игры, спускаемые с федерального уровня на муниципальный, все время меняются.

Возможными шагами для преодоления этих проблем могло бы быть введение моратория на изменения, появление новых статусов и смыслов, которые придаются НКО. Это помогло бы настроить механизм поддержки третьего сектора на всех уровнях — от федерального до муниципального.

Политика поддержки сектора должна быть институционализированной, полномочия не должны быть распределены между различным министерствам и ведомствам, необходима координация действий органов власти на всех уровнях, а также внутри министерств и ведомств.

Существует потребность в большем количестве методических материалов и тренингов, в том числе касающихся появления новых статусов для НКО. Необходимо наладить обмен знаниями и опытом между различными регионами и решить вопрос с нехваткой различных статистических данных и оптимизировать ситуацию с контрольными функциями органов власти, касающимися третьего сектора. Часть функций государства могла бы быть передана в инфраструктуру, которая может финансироваться различными игроками.

Бизнес

Бизнес готов делиться с некоммерческим сектором уникальными компетенциями и опытом, выступать для НКО в качестве стандарта. Со стороны некоммерческих организаций бизнес готов получать информацию о потребностях общества.

Проблемой для бизнеса является то, что в ряде регионов присутствия либо нет, либо слишком мало профессиональных некоммерческих организаций. Кроме того, сам бизнес не всегда готов к программной и системной работе в регионах, а среди уже существующих программ не всегда есть те, которые были бы интересны самому бизнесу.

Положительными шагами могло бы стать появление лидеров от инфраструктуры, а также публикация в СМИ различных кейсов, которые иногда доступны только в рамках некоммерческого сообщества. Кроме того, необходимо повышение статуса благотворительности. Это, в частности, привело бы к тому, что в сектор приходило бы больше профессионалов. Важным является появления переговорных площадок самого разного уровня с участием СМИ и государства.

СМИ

В идеале СМИ независимы, профессиональны и социально ответственны, конкурентный рынок СМИ развит и дифференцирован. СМИ могут обеспечить повышение информированности, популяризацию социальных практик (речь идет не только о благотворительности и добровольчестве, а еще и о социальной активности в широком смысле, о той среде, в которой организации возникают, зачем они возникают, как они развиваются и что делают). СМИ также способны исполнять функции общественного контроля, играя роль в повышении качества деятельности самих НКО. Кроме того, СМИ могут быть площадкой для диалога НКО и власти, а также предоставлять возможность для обмена опытом внутри третьего сектора.

Барьерами является неразвитость и подконтрольность рынка российских СМИ, отсутствие адекватной профессиональной подготовки работников СМИ с точки зрения распространения знаний о третьем секторе. Сегодня для СМИ включение тематики некоммерческого сектора в свою повестку является существенным риском, так как в существующей системе они ориентированы на рейтинги аудитории, которая про НКО не знает почти ничего. Барьерами является низкая социальная активность граждан, которая является причиной отсутствия запроса на освещение социальной тематики со стороны широкой аудитории, а также низкий уровень доверия общества ко всем институтам.

Решением ряда проблем могло бы стать формирование государственного заказа на развитие социальной тематики в СМИ, контроль за распределением государственных средств, направляемых на поддержку СМИ, и привлечение к поддержке социальной тематики в СМИ частных доноров. Необходимо также внедрение социальной тематики в программы профессиональной подготовки журналистов. Сами НКО должны обеспечить профессионализацию взаимодействия со СМИ.

Инфраструктурные организации

В идеальной ситуации все заинтересованные стороны должны ясно осознавать, что такое инфраструктура поддержки сектора. Организаций инфраструктуры должно быть много, и все они должны находиться в «шаговой доступности» для НКО. Они все должны быть разными, как многопрофильными, так и узкопрофильными.

Инфраструктура должна быть обеспечена «длинными» деньгами не только на текущую деятельность, но и на то, чтобы соответствовать запросам потребителя. Эта инфраструктура должна активно использоваться НКО и включать в себя те компоненты, которые есть у инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. Государство и бизнес также должны активно использовать эту инфраструктуру в партнерских проектах и для исполнения конкретных заказов.

Основным препятствием является то, что никто до сих не понимает, что именно входит в инфраструктуру сектора, нет взаимосвязи между различными частями этой инфраструктуры и понимания того, как эти части могут работать. Инфраструктура развита слабо,  она сосредоточена на конкретных территориях и часто далека от тех НКО, у которых есть потребность в поддержке. Между инфраструктурными организациями не развито взаимодействие и они не успевают осваивать все изменения, которые происходят в некоммерческом секторе. Кроме того, в инфраструктурных организациях недостаточно профессионалов, которых невозможно удерживать из-за сложностей с устойчивым финансированием. Еще одной проблемой является имитация строительства инфраструктуры на региональном и федеральном уровнях.

Первая задача, которую следует решить, — попытаться описать инфраструктуру на узких профессиональных площадках. Необходимо также появление программы поддержки инфраструктурных организаций разных уровней.

При этом инфраструктурные организации ни в коем случае не должны получать средства из тех же источников, из которых получают средства те, для кого инфраструктурные организации являются помощниками и консультантами.

Необходимо выстраивать сетевое взаимодействие между разными видами ресурсных центров и нужна особая программа, которая позволит поддержать этот процесс. Кроме того, должны быть организованы узкие переговорные площадки с бизнесом и властью — чтобы сформировать заказ, где центры могут быть исполнителями, или сформировать условия партнерства.

Агентство социальной информации